В районном Центре культуры и народного творчества прошло очередное заседание рабочей группы совместного проекта Европейского союза и Совета Европы «Участие общества в восстановлении исторических городов» (COMUS). Начальник отдела по охране историко-культурного наследия Института культуры Республики Беларусь А. Сташкевич представила собравшимся координатора программы Европейского союза «Восточного партнёрства» «Культура и креатив», председателя национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Великобритании специалиста культурных и креативных индустрий Тима Вильямса.
Эта программа — своеобразный результат Конвенции ЮНЕСКО 2005 года об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Данный документ является юридически обязывающим международным договором, цель которого — обеспечить возможности для того, чтобы деятели искусства, работники культуры и граждане во всём мире могли создавать, производить, распространять и использовать широкий спектр культурных товаров, услуг и мероприятий, включая свои собственные. Конвенция поддерживает и те индустрии, которые содействуют развитию местного производства и местных рынков и способствуют обеспечению доступа к платформам для их распространения и обмена во всём мире.
Творчество понимается как способность человека с помощью воображения или инноваций находить новые и необычные решения и идеи. Тим Вильямс представил презентацию программы «Культура и креативность», которая призвана обеспечить поддержку культурных и креативных индустрий, а также способствовать увеличению их вклада в устойчивое гуманитарное и социально-экономическое развитие в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Специалист рассказал об огромном потенциале малых городов, которые могут развивать свой культурный сектор и при этом оживить экономическое развитие района, создать рабочие места.
Т. Вильямс презентовал сайт «Культура и креативность», где можно не только познакомиться с направлениями деятельности программы, но и пройти бесплатное обучение с получением сертификатов. А значит получить возможность в дальнейшем развивать самые различные культурные практики, отталкиваясь от примеров других маленьких городков, которые смогли создать на основе необычной идеи туристически привлекательный и экономически выгодный продукт. Например, жители одного из городов Германии придумали идею, как привлечь молодёжь к классической музыке. В основу был положен научный факт, о том, что коровы дают вкусное и качественное молоко, если им периодически давать прослушивать классическую мелодию. Они пригласили оркестр на молочную ферму, где прошёл первый концерт для бурёнок. Затем в коровнике постоянно включали классическую музыку, а на прилавках магазинов появилось «музыкальное» молоко, где на этикетке было прописано, под какую мелодию оно было произведено. После повсеместной рекламы в газетах и интернете был привлечён огромный интерес как к самому продукту (немцы с удовольствием покупали «музыкальное молоко»), так и к концертам классической музыки.
Не менее любопытен опыт из Словакии, где смогли из старого рынка создать мультикультурный кластер (т.е. большая территория рынка превращалась одновременно в концертные, театральные, ресторанные площадки, а за счёт дохода шла реставрация этого здания). Можно найти примеры и в нашей стране. В Витебске решили нестандартно подойти к оформлению архитектуры города и объявили конкурс на самый лучший проект детских площадок в стиле Малевича. В итоге была выбрана оригинальная концепция и теперь в городе появляются новые интересные для туристов объекты. Также участники заседания познакомились с ярким изданием книги Д. Периша «Футболки и костюмы». Основная мысль её в том, что творческий бизнес — это умение превращать творчество в интеллектуальную собственность и зарабатывать на этом деньги. Автор простым языком объясняет, почему не стоит выбирать между бизнесом и творчеством, как первое можно совместить со вторым в успешном бизнес-проекте.
Т. Вильямс и А. Сташкевич уверены, что Мстиславль — благодатная почва для реализации креативных и творческих идей, способных принести не только известность нашему городу, но и принести доход. Например, на базе Мстиславского иезуитского коллегиума и здания бывшей мужской гимназии. Конечно, для того, чтобы проект был привлекательным и интересным не только для туристов, но и для инвесторов, нужно провести обширную работу по продвижению информации в интернете, созданию навигации, разработки бренд-буков, туристического кейса города и многое другое. Главное, есть хорошие перспективы превратить Мстиславль в территорию нестандартных идей, которые привлекут внимание большой аудитории и позволят городу интенсивно развиваться и улучшать качество жизни.