В минувшую пятницу, 23 ноября 2012 года, на базе социально-гуманитарного колледжа УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова» состоялась презентация уникальной книги «Очерки истории образования Могилевщины».
На торжественном мероприятии присутствовали авторы книги, представители педагогической общественности области, ветераны педагогического труда. Представленная книга знакомит читателей с историей становления и развития образования региона с начала возникновения письменности и до нашего времени. В ней более чем на 400 страницах дается характеристика некоторых периодов истории отдельных учебных заведений, рассказывается об учителях и работниках образования, удостоенных почетных званий, награжденных орденами и медалями, об известных выпускниках учреждений образования.
Издание, в первую очередь, ориентировано на профессионалов: учителей, преподавателей, классных руководителей, организаторов образования. Для них крайне важно в своей работе знать опыт предыдущих поколений, их успехи и ошибки, видеть истоки процессов, которые сегодня происходят в системе образования, для того, чтобы принимать верные решения. Учитывая общность процессов, происходивших и происходящих в системе образования в разные периоды истории, материалы данного пособия в определенной степени актуальны для учащихся и педагогов других регионов Республики Беларусь.
У авторов издания, а это – Валентина Науменко, заведующая Музеем истории образования Могилевской области УО «МГОИРО»; Валерий Богданов, проректор по научно-методической работе УО «МГОИРО»; Александр Агеев, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и специальных исторических дисциплин УО «МГУ им. А.А. Кулешова», большой опыт работы в сфере народного образования, имеются научные исследования по истории Могилевщины, которые и помогли в работе над книгой. Также широко использованы многочисленные публикации иных исследователей.
Была проведена большая работа по сбору и систематизации исторических фактов, изложенных в их трудах. Книга вышла под общей редакцией начальника управления образования Могилевского облисполкома, кандидата педагогических наук, доцента Леонида Смотрицкого. Выпуск издания осуществлен управлением образования Могилевского облисполкома и УО «Могилев-ский государственный областной институт развития образования». Рекомендован Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Книга издана УПКП «Могилевская областная укрупненная типография им. Спиридона Соболя». Широкоформатная, с глянцевыми страницами и большим коли- чеством цветных фотографий.
Отвечая на вопросы корреспондентов редакций газет области, авторы издания отметили, что более трех лет шла работа над книгой. Помощь, оказанная неравнодушными педагогами городских, сельских школ при сборе материалов, исторических документов, фотографий, бесценна.
Авторы высказали благодарность всем, кто принял участие в презентации.
Обращаясь к читателям книги, председатель Могилевского областного исполнительного комитета П. М. Рудник пишет:
Сегодня система образования области — один из важнейших гарантов социальной стабильности, основа экономического развития региона. Представленная Вам книга — уникальный опыт описания истории становления и развития образования нашего региона с начала возникновения письменности и до нашего времени. Листая страницы книги, Вы вспомните великих просветителей прошлого, тех, кто развивал интеллектуальный потенциал Могилевщины и сохранил ее уникальное культурно-историческое наследие, узнаете имена тех, кто создает инновационную систему образования настоящего. Уверен, что новые имена заслуженных педагогов прославят наш край, станут достойным продолжением летописи славных дел системы образования области…
Издание, безусловно, в первую очередь ориентировано на профессионалов: учителей, преподавателей, классных руководителей, организаторов образования. Для них крайне важно в своей работе учитывать опыт предыдущих поколений, их успехи и ошибки, знать истоки процессов, которые сегодня происходят в системе образования, для того, чтобы принимать верные решения. Любой читатель, открыв страницы книги, увидит, что своими корнями си-стема образования уходит в далекие столетия и опирается, прежде всего, на традиции многих поколений. Многое из того, что сегодня кажется нова-торством, уже давно было апробировано и часто незаслуженно забыто.
Много страниц издания посвящено нашему городу и Мстиславщине. Людям, которые здесь жили, творили, учили и учились. Так, в разделе, посвященном появлению письменности и созданию первых школ на территории Могилевщины, мы находим и такие строки: «Важнейшими центрами просвещения и культуры на современных землях Могилевской области уже в XII-XIII веках были Мсти-славль, Кричев, Пропошеск (Славгород) и Могилев. Безусловно, первое место в этом списке принадлежит Мстиславлю, столице удельного княжества в составе Смоленской земли.
Археологические раскопки на Замковой горе детинца Мстиславля, проведенные под руководст-вом известного московского археолога доктора исторических наук, профессора Л. В. Алексеева, позволяют с уверенностью говорить о высоком уровне культуры этого города, а также о распространении грамотности среди жителей древнего Мстиславля. Именно здесь, во время археологических раскопок 1980 года усадьбы 20-30-х годов XIII века, на Замковой горе найдена вторая в Беларуси берестяная грамота. На куске бересты, длиной почти в 14 сантиметров и шириной в 1,5 сантиметра, прочерчены два ряда букв. Верхняя строка сохранилась целиком, нижняя — частично. Наиболее правдоподобным представляется следующий перевод документа: «Пшеницы четыре с половиной гривны… заплатил (купил?) Семен». По написанию букв грамоту можно датировать рубежом XII-XIII веков. По мнению Л. В. Алексеева, текст грамоты является письмом, которое было отправлено в мстиславский детинец. Грамота датируется вторым или третьим десятилетием XIII века. Ее текст является отчетом о выполненном приказе мстиславского князя о закупе зерна во время страшного голода 1219-1220 годов. О грамотности жителей Мстиславля в то время свидетельствуют и другие находки, которые представлены материалами. Так, в 1979 году при раскопках в Мстиславле было найдено каменное колесо, сделанное из розового овручского сланца. Находка датируется 1260-1270 годами. На колесе сохранилась надпись: «ЖАТИ» (нажать). Кириллические надписи находятся также на наперстных крестах, крестах-энкалпионах и образках, найденных при раскопках на Мстиславщине». Расцвет культурной жизни был невозможен в необразованном обществе. В это время на белорусских землях происходит становление определенной системы школьного образования. Возникают православные, католические и протестанские школы. Они открываются при монастырях и соборах. О деятельности этих учебных заведений осталось крайне мало свидетельств. Кроме школьного образования, широкое распространение имело индивидуальное обучение. Рядом с мастерами ремесла были и «мастера грамоты». В 1690 году в воеводском центре — г. Мстиславле — была основана иезуитская миссия. Через год, в 1691-м, при ней открывается низшая школа. Первая попытка основать здесь миссию предпринималась еще в 1616 году мстиславским старостой П. Пацем по распоряжению короля Жигимонта III. В 1711-1779 годах тут действовала резиденция, а в 1779-1820 годах — коллегиум. В 1725 году открывается музыкальная бурса, а в 1740-м — аптека и библиотека. Первыми учителями были: профессор инфимы Лаврентий Масльковский, профессор грамматики, синтаксиса и греческого языка Томас Можейковский, профессор поэзии и риторики Винцентий Шипилло. В Мстиславской школе в 1705/06 учебном году трудились четыре педагога, а в следующем году количество учителей уменьшилось сразу вдвое. Там работали только Симеон Головач, профессор грамматики, и Иоанн Лоевский, профессор поэзии и риторики. После преобразования школы в коллегиум, его программа стала соответствовать среднему образовательному учреждению. Мстиславский коллегиум состоял из двух отделений: младшего и старшего. В школе обучались грамоте, чтению (писание механическое, писание толковое, умение рассказать прочитанное своими словами). Для чтения использовались тексты из истории и географии «для обогащения познания». По материкам учащиеся должны были уметь писать цифры и знать четыре действия, считать в счетах и записывать сосчитанное. Религиозное учение имело практический характер и состояло, прежде всего, в изучении молитв. Кроме того, детей знакомили с основами гигиены и народной медицины: как спасти утопшего, угоревшего, замерзшего и т. д. В школе при коллегиуме, кроме общепринятого набора дисциплин такого учебного заведения, особое значение придавалось изучению французского, немецкого и русского языков и философии.
В конце XVIII века в коллегиуме работал известный поэт, историк и педагог Никодим Мусницкий. В составе Российской империи народное просвещение Могилевщины получило дальнейшее развитие. В Мстиславском районе в то время действовали коллегиумы, семинарии, духовные и народные училища и другие учебные заведения. Так, в мстиславской семинарии преподавались богословие, церковные обряды, теология, каноническое право, логика, риторика, духовное красноречие, священная и отечественная история, латинский, французский, польский, русский языки, физика, математика. В 1888/89 учебном году по отчету Могилевской епархии в Мстиславском уезде работало 20 церковно-приходских школ, 45 — школ грамоты, 12 — народных училищ. Школы существовали при Мазоловском и Пустынском монастырях. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года в России был создан Народный комиссариат просвещения, кроме того, была утверждена Государственная комиссия по просвещению. На основе декретов Советской власти началась перестройка всей системы народного образования. Уже первые декреты новой власти были направлены на ликвидацию старой школьной системы и разработку принципов новой советской школы. В книге советский период развития образования широко показан на деятельности педагогов ГУО «Мстиславская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи». Это учреждение было основано в 1925 году, и на протяжении всего периода своего существования являлось образцом выполнения поставленных перед ним задач. Особенно яркий период в деятельности школы связан с работой в ее коллективе заслуженного учителя БССР, награжденного меделью им. Н. К. Крупской, Михаила Николаевича Манышева, который двадцать восемь лет жизни посвятил обучению и воспитанию детей с деффектами слуха и речи.
Есть в издании и строки, посвященные заслуженному учителю БССР Петру Дмитриевичу Врублевскому.